Состояние и перспективы развития специальности “Регионоведение”
на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова
В 2006 г. на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ состоялся первый выпуск студентов по специальности “Регионоведение”. За это время заметно вырос интерес к специальности, которая стала одной из самых популярных на факультете, о чем свидетельствует из года в год увеличивающийся конкурс на отделение региональных исследований и международных отношений. Были разработаны новые, впервые в стране прочитанные курсы. Была выработана путем проб и ошибок уникальная учебная программа, которая может помочь тем вузам, которые только открывают эту специальность. Наконец, сам факультет был переименован в факультет иностранных языков и регионоведения, что, безусловно, подтверждает то огромное значение, которое новая специальность приобрела сегодня.
“Регионоведение” — новая перспективная специальность, отвечающая потребностям настоящего времени. Она дает возможность совместить столь необходимое сегодня свободное владение несколькими иностранными языками с комплексным изучением того или иного региона, практическими знаниями, позволяющими анализировать современную ситуацию и прогнозировать развитие региона. На факультете были открыты и разрабатываются следующие направления: Западная Европа (специализация: Великобритания, Италия, Франция), Северная Америка и регионы Российской Федерации. В современных условиях заметна тенденция развития образования не только вглубь, что типично для российской системы, но и вширь, что больше характерно для западной. Учащиеся стремятся к приобретению комплексных знаний для решения определенных практических задач, что выводит междисциплинарные гуманитарные дисциплины, среди которых и регионоведение, в число важнейших.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности “Регионоведение” (350300), утвержденном в 2000 г., даются следующее квалификационные характеристики выпускника-регионоведа: “Профессиональная деятельность выпускника направлена на комплексное изучение соответствующего региона, группы стран или страны: их населения, истории и этнографии, экономики и политики, науки и культуры, религии, языка и литературы, традиций и ценностей. Она осуществляется в виде разработки научно обоснованных практических рекомендаций по соответствующим вопросам деятельности государственных органов, участвующих в проведении региональной и внешней политики, различных научных, образовательных, информационных и культурных обменов, в реализации торгово-экономического сотрудничества, современных двусторонних и многосторонних коммуникационных связей”. Кроме того, указывается, что “квалификация регионоведа предусматривает выполнение функций референта, эксперта, консультанта в данной области, переводчика (переводчика-референта) по соответствующему языку (языкам) изучаемого региона (страны) при работе в государственных органах, научных и образовательных учреждениях Российской Федерации”.
Именно эти положения государственного стандарта стали отправной точкой при разработке учебных программ по регионоведению на факультете иностранных языков и регионоведения. То же самое относится и к специализации, которая четко обозначена в стандарте как “основная”, — “Регионы Российской Федерации”, “Страны и регионы Европы”, “Страны Северной Америки”, “Страны Латинской Америки”; она записывается в дипломе. Кроме того, предусмотрена и “конкретная” специализация, указываемая в приложении (вкладыше) к диплому: “Великобритания”, “Италия”, “Франция” и т.д.
При всей ясности и конкретности поставленных Госстандартом задач при их осуществлении возникает большое количество трудностей, с которыми и столкнулась кафедра региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения при разработке учебного плана, учебных программ и, пожалуй, самое главное, дисциплин специализации. И сегодня, по прошествии вот уже 6 лет, еще рано говорить о завершении работы над ними.
Само название специальности “Регионоведение” представляется крайне неоднозначным. Во-первых, возникает вопрос: что входит в понятие “регион”? Мир делится на регионы по самым разным принципам: географическому, политическому, природному, религиозному и т.д., и единого деления здесь нет и быть не может.
Очень многие “регионоведение Франции” или тем более “регионоведение Российской Федерации” понимают как изучение отдельных регионов этих стран. Однако это не так. Существующие в той или иной степени практически в каждой стране региональное деление и региональные особенности изучаются, конечно, в одном из курсов учебного плана. Но в целом понятие “регионоведение” предполагает скорее изучение народа или народов, заселяющих определенную территорию и имеющих общие культурные доминанты, понимание особенностей их развития и существования. В большинстве случаев эта территория совпадает с государственными границами тех или иных стран.
Госстандарт предлагает изучение более крупных регионов, например “стран и регионов Европы”. Безусловно, и этот регион имеет свои общие особенности и закономерности развития. Однако детальное, серьезное изучение возможно только в пределах отдельных стран, входящих в этот более крупный сегмент. Таким образом, студенты специализируются, например, по Италии: подробно знакомятся с ее языком, историей, культурой, политическим устройством, особенностями быта и т.д. Но изучают ее в контексте общеевропейского развития, как составную часть некоего более общего единства.
Усиливает путаницу и тот факт, что регионоведение как учебная дисциплина уже много лет существует в экономической науке, где она представляет собой область научных знаний, изучающую территориальную организацию хозяйства. Региональным делением мира занимается и география. Регионоведение же как образовательная специальность возникло сравнительно недавно, на волне преобразований последних десятилетий.
Лидерами и пионерами в области преподавания регионоведения являются МГИМО(У) МИДа России и Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова. Первый вуз занимается преимущественно Западом, второй — Востоком. Оба имеют учебно-методические объединения и являются наиболее признанными авторитетами в своих сферах. В МГИМО был разработан Государственный образовательный стандарт, выполнение которого является обязательным для получения квалификации регионоведа. Заслуги и той и другой организации неоспоримы. Однако МГИМО в силу специфики своего образования и давно сложившихся связей с МИДом России основной акцент делает на изучение международных отношений и политологии. Что же касается ИСАА, то особенности изучения Востока настолько своеобразны, что их можно только крайне относительно и чрезвычайно осторожно применять по отношению к западным регионам. Регионоведение же России досталось региональным вузам, которые занимаются изучением особенностей отдельных (своих) регионов страны.
Факультет иностранных языков и регионоведения открыл набор на специальность “Регионоведение” в 2000 г. К этому времени на факультете уже несколько лет велось преподавание по специальности “Лингвистика и межкультурная коммуникация”, причем в области межкультурной коммуникации факультет уверенно лидировал среди российских вузов. Соизучение языка и культуры было положено в основу учебных программ. Особое место в учебном плане занимал курс “Мир изучаемого языка”, посвященный детальному изучению культурных особенностей стран, говорящих на изучаемых студентами языках. Причем если страноведение рассматривает культуру исключительно сквозь призму языка и подобный курс всегда носит прикладной характер, то в мире изучается культура страны как таковая. Понятие “культура” в данном случае понимается в широком значении этого слова, как исторически сложившийся, определенный тип организации жизни народа. При этом особое внимание уделяется не только ярким достижениям и выдающимся представителям страны, но и повседневной жизни обычных людей.
К этому же моменту на факультете сложились основные научные школы. Среди них важнейшими стали изучение проблем межкультурной коммуникации, проблем восприятия иной культуры, взаимодействия и взаимовлияния России и мира, национальных характеров и менталитетов, русского мира в контексте мировых цивилизаций, традиций повседневной жизни различных стран и регионов (истории и современности). Наиболее полно научные достижения факультета в этих направлениях нашли свое отражение в проводимой ежегодно с 1993 г. на факультете международной конференции “Россия и Запад: диалог культур” и в ежегодно издаваемых на ее основе материалах. Конференция, кроме того, дала прекрасную возможность обсудить и выработать программу преподавания специальности “Регионоведение”. Вот уже несколько лет успешно функционирует секция “Регионоведение — новая специальность в российских вузах”. Это позволило установить широкие связи со специалистами в данной области как в России, так и за рубежом.
Эти особенности учебных направлений и научные достижения факультета иностранных языков и регионоведения и легли в основу учебного плана новой специальности “Регионоведение”, определили главные принципы ее преподавания. Язык и межкультурная коммуникация, широкое понимание культуры, национальные характеры и взаимодействие культур — все это имеет ключевое значение при изучении региона.
Регионоведение, как оно трактуется на факультете, — это комплексная учебная дисциплина, занимающаяся изучением закономерностей развития того или иного региона. Она включает в себя исследование основных этапов его историко-культурного развития, анализ современной ситуации и умение прогнозировать возможные пути развития региона, изучает его прошлое, настоящее и будущее. В центре внимания находятся прежде всего люди, население той или иной страны; человеческий фактор рассматривается как главное в существовании любого общественно-политического или историко-культурного региона (в отличие от географического или природного). Изучение региона ведется не столько через политику и международные отношения, как в большинстве других вузов, сколько через историю, культуру и язык. Это позволяет раскрыть национальные особенности региона во всем его многообразии, определить своеобразие быта и уклада жизни, вскрыть основные факторы, повлиявшие на его развитие, в конечном счете дает возможность самостоятельно анализировать конкретные современные ситуации и прогнозировать будущее.
Согласно учебному стандарту, вся образовательная программа разделена на следующие учебные блоки: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, общие математические и естественно-научные дисциплины, общие профессиональные дисциплины, дисциплины специализации, дополнительные и факультативные дисциплины. Первые три цикла составляют обще гуманитарную, общенаучную и профессиональную основу специальности и выполняются в соответствии с направлениями, намеченными стандартом. Изучение предмета здесь идет от общего к частному. Сначала изучаются мировые история, культура, литература, общий курс иностранного языка (двух), основные принципы межкультурного общения и пути и методы региональных исследований. Хотелось бы подчеркнуть, что в основном все они разработаны специально для студентов-регионоведов и имеют свою специфику: так, в курсе литературы важен не литературоведческий анализ произведения, а такие аспекты, как место и роль литературы в обществе, отражение в ней основных особенностей духовной и материальной жизни страны, культурного взаимодействия; в курсе истории основное внимание уделяется закономерностям развития общества, национальному своеобразию, с одной стороны, и месту в мировых процессах — с другой.
На третьем курсе начинается изучение особенностей развития конкретного региона, и все вышеуказанные аспекты, к которым добавляются право, экономика, этнология и ряд других, концентрируются на выбранной студентом специальности. Изучение языка также идет от общего к частному, распадается на аспекты. Вводятся дисциплины специализации, разработанные на факультете. Последний, пятый курс посвящен преимущественно подготовке
к сдаче государственных экзаменов (их три — специальность и два языка) и написанию дипломной работы.
Такова общая схема, контуры которой намечены государственным образовательным стандартом. При наполнении ее выявляются особенности, отличительные черты, основные направления специальности “Регионоведение”, разработанные на факультете иностранных языков, развитие которых представляется крайне плодотворным и многие из которых являются несомненным достижением факультета. Важнейшие из них следующие.
Большое внимание уделяется научной работе студентов. Начиная с первого курса каждый год они работают в двух семинарах, итогом которых является научный доклад и курсовая работа. На первом курсе это “Русский мир” и “История отечества”, на втором — “Всеобщая история” и “Проблемы взаимодействия культур”, на третьем — “Культура и литература региона” и “История региона”, на четвертом и пятом — спецсеминар. В ходе занятий студенты изучают специальную научную литературу, учатся работать с источниками, выступать с докладами, рецензировать выступления и работы своих однокурсников, участвовать в научной дискуссии, наконец, писать самостоятельное научное исследование. Кроме того, студенты традиционно участвуют в международной конференции “Россия и Запад: диалог культур”, на младших курсах в качестве слушателей (доклады потом обсуждаются на семинарах), а на старших выступают с докладами.
Регионоведение как учебная дисциплина, безусловно, носит ярко выраженный прикладной характер. Не только теоретическое изучение особенностей региона, но и умение изучить его “на месте”, в полевых условиях, а также применить свои знания на практике — вот что важно для специалиста-регионоведа. В связи с этим на факультете был разработан цикл прикладных дисциплин и региональных практик. На первом курсе для студентов разработана экскурсионно-познавательная программа, связанная с дисциплинами, которые они изучают, — “Русский мир” и “История Отечества”. Студенты в течение учебного года регулярно выезжают на тематические экскурсии вокруг Москвы. Темы самые разные — монастыри, усадьбы, небольшой провинциальный город, областной центр и т.д.
На втором курсе (четвертый семестр) начинается подготовка к региональной выездной практике. Студенты распределяются по направлениям и готовят материал, во-первых, по тому региону России, куда они поедут летом, во-вторых, по той научной проблеме, которая поставлена перед ними руководителями. В июне проводится выездная практика. Факультет вывозит студентов на Соловецкие острова и в Архангельск, Мордовию, Смоленскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую и другие области. Они совершают экскурсии, знакомятся с культурой, историей и современной ситуацией в регионе, собирают материал для самостоятельного исследования, каждый вечер на общем собрании обсуждают результаты научных изысканий, консультируются с преподавателями. Очень важным достижением представляется установление контактов со многими местными вузами, которые также принимают участие в работе со студентами: читают лекции, знакомят со своим вузом, оказывают посильную научную и организационную помощь.
Изначально круг тем был самым разнообразным, но постепенно стало очевидно, что гораздо продуктивнее и интереснее, когда студенты изучают разные аспекты одной большой проблемы, например особенности монастырской жизни (на Соловках), особенности деловой культуры региона (Смоленская область) и др. Проблема эта, как правило, соотносится с научными интересами руководителя практики, что делает работу и научное общение еще более продуктивными.
На третьем курсе студенты пишут свои работы по итогам практики и проводят их презентации. Лучшие работы публикуются в студенческом сборнике “Региональные записки”. Работа проводится всеми студентами независимо от их специализации. Здесь важно не изучение конкретного региона, а методы ведения исследования на местах, навык исследовательской работы такого рода, опыт комплексного изучения проблемы, все это впоследствии можно применить и в отношении любого региона. Если у студентов есть возможность и желание выехать за границу, им предлагается провести подобное исследование самостоятельно, а потом они так же, как и все, представляют работу и участвуют в презентации.
На четвертом курсе кафедральным практикумом завершается цикл прикладных дисциплин. Здесь уже речь идет о составлении самостоятельного проекта, его проработке и презентации. Чаще всего предлагаются реально существующие или существовавшие проблемы: организация выставки за рубежом, разработка телевизионной программы, рекламная кампания нового журнала или другого продукта, программа развития туризма в регионе и т.д. Студенты, используя полученные знания и опыт, должны составить проект, обосновать его, подготовить короткую презентацию, выступить и отстоять свою точку зрения. Одновременно с этим студенты-“слушатели” учатся анализировать представленные проекты, задавать вопросы, критиковать, объяснять свою позицию.
Дисциплины специализации, предлагаемые студентам, сформированы прежде всего научными направлениями факультета. Ключевым является годовой курс по специальности, который читается для каждого региона отдельно: “Регионоведение России”, “Регионоведение Италии” и т.д. Особое место уделяется курсу, посвященному проблеме связей региона с Россией — русско-французским контактам для специализирующихся по Франции, русско-британским — по Британии и др. Интересными представляются курсы, посвященные кинематографу изучаемых стран, который рассматривается как отражение национальных и культурных особенностей региона. Кино сегодня играет большую роль в формировании представлений одних народов о других, является важнейшим источником информации о стране. Подобного рода курсы читаются и о других региональных средствах массовой информации. В рамках специализации изучается история соответствующего языка. К дисциплинам специализации относится и блок, посвященный истории и практике дипломатии.
Особое место в программе занимают иностранные языки. С первого курса студенты изучают два языка, причем в объеме, позволяющем на выпуске присвоить им квалификацию переводчика. Это заметно увеличивает нагрузку студентов, которые фактически наряду с освоением базовой специальности проходят программу, аналогичную той, которую выполняют студенты-лингвисты. На факультете разработаны интереснейшие аспекты, среди них — язык дипломатических переговоров, деловой английский, региональные варианты и многие другие.
Наконец, важно подчеркнуть, что особое место в учебной программе факультета занимают курсы, связанные с изучением России. Их изучают все студенты, в том числе и “зарубежники”. В частности, на факультете уже много лет преподается комплекс дисциплин, объединенных под общим названием “Русский мир” (сегодня иногда подобные курсы называют новым термином “Россиеведение”).
Таким образом, на факультете разработана программа, в рамках которой ведется подготовка специалистов по регионам Северной Америки и Западной Европы с хорошим знанием родной культуры, истории и языка, владеющих также навыками межкультурной коммуникации. Кроме того, готовятся специалисты по регионам Российской Федерации со свободным владением двумя иностранными языками, знанием основных закономерностей развития мирового сообщества и навыками межкультурной коммуникации. Надо подчеркнуть, что, в отличие от большинства российских вузов, регион Россия рассматривается как единое целое со своими особенностями и закономерностями развития.
Как уже отмечалось, “Регионоведение” — специальность новая, перспективная, интересная, но и малоразработанная и сложная. Отсутствуют базовые учебники по специальным дисциплинам, не до конца разработаны программы, нет ясности и в том, каким должен быть государственный экзамен по специальности. Большинство вузов либо следует за лидерами — МГИМО(У) или ИСАА, либо разрабатывает эти вопросы самостоятельно, каждый на свой лад. Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ, учитывая опыт других вузов, идет своим путем. Не только для науки, но и для учебной специальности 6 лет не срок (хотя многие скоропалительно возникшие вузы и считают себя в этом “возрасте” уже чуть ли не мэтрами от образования). Безусловно, работа только начата и будет продолжаться. Многие новые программы должны пройти еще более тщательную и длительную апробацию.
Одна из основных проблем, которые сегодня решает факультет иностранных языков и регионоведения, и прежде всего кафедра региональных исследований и международных отношений, — это разработка теоретических принципов региональных исследований. “Регионоведение” — не просто модная учебная специальность, но и интереснейшее, очень актуальное и перспективное новое научное направление. Надо отметить, что и большинство преподавателей кафедры региональных исследований, объединяющей специалистов самых разных гуманитарных специальностей — историков, лингвистов, литературоведов, психологов, экономистов, искусствоведов, политологов и др., обратились к изучению проблем регионоведения. Ведется работа как над конкретными проблемами (особенности деловой культуры региона, изучение особенностей развития городской среды, истории культурных связей и межкультурного взаимодействия разных регионов, проблем взаимовосприятия), так и над общими (пути и методы региональных исследований, теория и практика регионоведения и многие другие). В работе участвуют сотрудники не только кафедры, но и факультета в целом.
Небольшой сборник статей кафедры “Актуальные проблемы регионоведения”, в котором делается попытка определить основные проблемы и перспективы научной работы, моментально стал своего рода “бестселлером”. Собран материал для нового, второго сборника, издание которого планируется сделать ежегодным.
На кафедре разработан комплекс новых учебных материалов по регионоведению. Он включает в себя как учебное пособие, так и серию видеоматериалов, позволяющих увидеть тот регион, о котором идет речь. В центре внимания авторов находятся прежде всего культурно-бытовые особенности повседневной жизни страны. Уже имеется комплект, посвященный Англии, готовится к выходу в свет комплект об Италии. Планируется работа над описанием и съемками других регионов.
В заключение необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ им. М.В. Ломоносова сложился коллектив ученых и преподавателей, активно разрабатывающих основные положения регионоведения как нового научного направления и новой учебной дисциплины. Среди них хотелось бы отметить прежде всего сотрудников кафедры региональных исследований, которые в кратчайший (для науки) срок “переквалифицировались” в регионоведов. Это проф. Е.В. Жбанкова, доц. И.И. Руцинская, Т.А. Тарабанова, Т.Д. Пивоварова, Е.Э. Медведева, А.В. Калякина, Н.В. Иванникова, И.В. Карацуба, Г.А. Смирнова, О.В. Маринин, И.В. Павловский, ст. преп. Л.Г. Новикова и др. Однако круг людей, активно работающих над проблемами регионоведения, не ограничивается исключительно сотрудниками кафедры, он гораздо шире. Среди них, безусловно, декан факультета проф. С.Г. Тер-Минасова, проф. Т.Ю. Загрязкина, В.С. Елистратов, А.В. Ващенко, С.В. Титова, доц. Д.А. Шевлякова и многие другие.
Прочитать мнение посетиля сайта:
Александр, 2 марта 2009 г. 11:06
В Вашем рассказе о специальности и школах регионоведения отсутствует информация о географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, на котором более 70-ти лет ведутся комплексные исследования как России, так и зарубежных стран и студенты получают несравнимо лучшую подготовку и знания страноведения, чем на факультете ИЯиР. Удивительно, но на факультете ИЯиР отрицают существование в МГУ регионоведческих школ и традиций, кроме той, что складывается на этом факультете, между тем, читая тезисы секции "Регионоведение" конференции Ломоносов остается только поразиться школьному уровню работ и перечню тем, затрагивющему в основном лингвокультурные особенности стран. Тогда не надо называться "регионоведами" и говорить о комплексности исследований, назовитесь лучше "лингвострановедами" или еще как...
+ добавить сообщение
|